«Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
Консультация для родителей и
воспитателей
«Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
Речь – одна из основных линий развития
ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие
возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает
мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие
выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое
развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Всем
хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она
формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные
характеристики речи детей 5-6 лет.
Словарь детей 5-6 лет
В
возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано
с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу
шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь
обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это
деревья, кустарники, травы, цветы.
В речи
детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать
внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы воздействия на
ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет
на употребление «сорных» слов.
Грамматический строй речи детей 5-6 лет
На шестом
году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо
образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с
помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро
накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать
числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна
кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения
мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом
возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых
существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков,
ботинок, тапочек и т. д.).
Звуковая культура речи детей 5-6 лет
Речевой
слух. Уровень
развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:
-
контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении
звуков и слов;
-
усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
-
выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного
звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например,
сок);
-
овладеть делением слова на слоги.
Речевое
дыхание. У детей 5
лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и
длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку
произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае
может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха
приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые
могут перейти в привычку.
Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут
испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков
[ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л;
ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит).
Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов
сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и
сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых
имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
Связная речь детей 5-6 лет
В старшем
дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога.
Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста
первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым
условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет
ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.
Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в
условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие
взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые
считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его
интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего
ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
Монолог –
более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка
определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований,
элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени
ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде
монолога-рассказа о пережитом и увиденном.
На
сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается
явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5
лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но
они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы
дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших
дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.
Подготовка к обучению грамоте
Уровень
речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте,
вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи
(чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно
письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не
стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы,
уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными
трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно
протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей
каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и
семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению
и письму.
Нормальное
формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные
этапы:
-
всестороння работа со звуком;
- знакомство
с образом буквы и закрепление его;
-
формирование техники чтения.
В старшей
группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и письму,
которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.
Комментарии
Отправить комментарий